325 лет назад русский царь Пётр I перенёс начало года на 1 января и приказал вести летоисчисление от Рождества Христова. Монарх также ввёл традицию украшать дома и дворы во время празднования Нового года хвойными ветвями. По словам историков, Пётр хотел сблизить российский календарь с календарями европейских держав, с которыми он заключал соглашения и создавал союзы. Кроме того, введение нового праздника стало важным шагом на пути секуляризации бытовой культуры и учреждения в России новых гражданских праздников.
20 декабря 1699 года Пётр I подписал указ о переносе начала года на 1 января и ведении летоисчисления от Рождества Христова. Царь пытался сблизить российскую календарную систему с европейской, а также создать светскую бытовую культуру.
Когда праздновали Новый год на Руси до Петра I
Сведения о славянских календарных системах дохристианского периода дошли до нас во фрагментарном виде. Единого мнения, как они выглядели, у учёных нет, эта тема вызывает острые дискуссии среди историков. Существуют версии, что начало года отмечали в день весеннего равноденствия или зимнего солнцестояния.
После Крещения Руси в стране была принята византийская система летоисчисления — от библейской даты сотворения мира, то есть от 1 марта 5508 года до н. э. (по современному календарю). Достоверных сведений, как именно отмечали Новый год в древнерусский период нашей истории, не существует.
В конце XV века великий государь Иван III официально перенёс начало года на 1 сентября, объединив его с праздником сбора урожая. Эта дата стала использоваться и при учёте налогов. Данная система сохранялась вплоть до петровских времён.
Указ Петра I «О праздновании Нового года» в 1699 году
20 декабря 1699 года царь Пётр I подписал указ, согласно которому начало года в России переносится на 1 января, а летоисчисление ведётся от Рождества Христова. Объяснений самого монарха, каковы были причины такого решения, до наших дней не дошло, однако историки считают его мотивы очевидными.
«Пётр I намеревался отделить церковный календарь от светского — это была одна из стадий процесса секуляризации. Перенос Нового года Петром культурологически лежит в одной плоскости с его реформой графики», — отметила в разговоре с RT доктор филологических наук, заведующая кафедрой словесных искусств факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Крюкова.
- Петр I
- © Public domain
По её словам, перенос начала нового года знаменовал разрыв с допетровской патриархальностью.
Российский монарх активно развивал отношения с европейскими государствами, заключал с ними договоры и согласовывал действия во время военных кампаний, так что пользоваться принципиально иной системой летоисчисления ему было крайне неудобно.
«Эта реформа находилась в русле общей тенденции петровских преобразований, направленных на вестернизацию страны. Новогодье 1 января и эра от Рождества Христова к тому времени установились почти во всех европейских странах», — подчеркнул в беседе с RT заведующий кафедрой вспомогательных и специальных исторических дисциплин РГГУ Евгений Пчелов.
Правда, многие европейские страны к этому времени уже перешли на астрономически более точный григорианский календарь, введённый Папой Римским Григорием XIII. А Пётр всё же сохранил в России юлианский календарь, созданный в Риме при Юлии Цезаре. Эксперты считают, что царь опасался бунта против чересчур радикальной реформы со стороны представителей духовенства и простого народа.
Традиции Нового года, введённые Петром I
Пётр I не ограничился простой сменой даты — он ввёл официальное празднование Нового года. По распоряжению монарха, дома нужно было украшать хвойными деревьями или ветвями. Кроме того, все должны были устраивать гулянья, поздравлять друг друга, стрелять в воздух из мушкетов, жечь костры и запускать фейерверки.
Царь сам придумывал сценарии пиротехнических представлений. Они, как правило, символизировали военные свершения России. Монарх лично комментировал всем присутствующим, включая иностранных послов, что конкретно означают те или иные фейерверки.
- Дореволюционная новогодняя открытка
- Legion-Media
- © UtCon Collection
До наших дней дошло подробное описание, как Пётр I встретил Новый, 1710 год. Царь отстоял службу в церкви, а затем отправился на пир, причём для мужчин и для женщин застолье организовывалось отдельно. Гулянья продолжались до позднего вечера и завершались фейерверком, символизировавшим победу над шведами.
После переноса столицы торжественное празднование Нового года Пётр переместил из Москвы в Санкт-Петербург. Достоверных свидетельств, как при Петре отмечали начало нового года в провинции, не сохранилось. Сам царь, кстати, не всегда участвовал в столичных торжествах: случалось, что этот день он проводил, занимаясь срочными делами.
Традиция праздновать Новый год в России прижилась. Например, при Екатерине II в этот день устраивали балы-маскарады. А вот о хвойных украшениях в послепетровскую эпоху на некоторое время забыли. В XIX веке в России снова начали устанавливать наряженные ели, но эта традиция была в первую очередь связана с празднованием Рождества.
Окончательное объединение календарных систем России и западных стран произошло в 1918 году, когда большевики решили перевести государство на григорианский календарь. С тех пор у любого события, произошедшего в отечественной истории с конца XVI до начала ХХ века принято писать две даты — по старому и по новому стилю.
- Григорианский календарь, Рим, 1584 год
- © Public domain
По мнению Евгения Пчелова, главным последствием указа Петра I 1699 года стало возникновение традиции гражданского празднования Нового года.
«Была заложена та самая традиция весёлого и радостного торжества, которая существует и сейчас», — подытожил он.